Доступная среда


Создание доступной среды в образовательном пространстве школы

Особой задачей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является создание безбарьерной школьной среды.

…Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

…Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

Государственная социальная политика в отношении инвалидов Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

В 2008 Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (далее – Конвенция). С учетом требований Конвенции в 2010 году разработана Государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы». Цель программы – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Говоря простым языком, предназначение этой программы в том, чтобы исправить недостатки жизненного уклада, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества.

«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.

Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.

В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.

Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.

Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.

Рекомендации по организации доступной среды в школе

Вход в школу

1. Персонал подготовлен к работе с людьми с инвалидностью.

2. Крыльцо школы оборудовано пандусом для обеспечения доступа маломобильных групп населения. (Фото) (Фото)

3. Беспроводная система вызова помощника предназначена для дистанционного вызова помощника (сотрудника учреждения) при любых затруднениях или вопросах. Система вызова помощника состоит из кнопки вызова и приемника. Кнопка подает сигнал, приемник показывает место, откуда поступил сигнал. (Фото)

4. Таблички для инвалидов со шрифтом Брайля – оборудование, которое предназначено для того, чтобы люди с проблемами зрения могли комфортно и быстро ориентироваться внутри зданий и помещений. (Фото) (Бегущая строка)

Внутреннее пространство школы

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Занятия проводятся в одну смену. Здания подключено к городским инженерным сетям (холодному водоснабжению, отоплению). В школе имеется необходимый набор помещений для изучения обязательных учебных дисциплин. Учащиеся первой ступени обучаются в учебных помещениях, закрепленных за каждым классом, второй ступени – по классно-кабинетной системе.

Имеются 24 кабинета из которых:

  • спортзал – 1
  • библиотека – 1
  • медицинский кабинет – 1
  • кабинет педагога-психолога – 1
  • кабинет педагога-логопеда – 1
  • музей – 1
  • кабинет информатики – 1
  • кабинет технологии для  девочек – 1
  • кабинет технологии для мальчиков – 1
  • кабинет химии и биологии – 1
  • кабинет физики – 1
  • кабинет русского языка и литературы – 2
  • кабинет английского языка – 1

Все учебные помещения имеют необходимую мебель, технические средства обучения, оборудование, видео- и аудио технику, все соответствует требованиям нормативных документов санитарного законодательства «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно — ­эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821- 10»

Количество, виды и оборудование учебных помещений позволяют организовать образовательный процесс по всем дисциплинам заявленных основных общеобразовательных программ.

Использование компьютерной техники с выходом в Интернет позволяет участникам образовательного процесса:

— оперативно получать необходимую информацию из Интернета;

— активно использовать образовательные Интернет-ресурсы;

— выходить на интернет-сайт школы с целью получения информации о режиме работы, домашнего задания на период карантина,  нормативной и прочей информации ОО;

— готовиться к олимпиадам, экзаменам, вести исследовательскую и проектную деятельность.

Оказание образовательных услуг на дому (надомное обучение) с применением дистанционного обучения

Школа организует обучение обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего образования, среднего общего образования, адаптированным для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложными дефектами), на дому в соответствии с действующим законодательством.

Часть предметов преподается дистанционно с применением информационных и коммуникационных технологий.

Объекты спорта, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для занятий физической культурой и спортом в школе имеется спортивный зал. оснащенный спортивным оборудованием и инвентарем.

Туалет

В школьном туалете предусмотрено одна специализированная туалетная кабинка для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников).

Оборудование учебных кабинетов

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Столовая расположена на первом этаже школы.  В состав помещений входят: обеденный зал оборудован шестиместными столами, стульями на 50 посадочных мест. Перед залом установлены 3 раковины для мытья рук. Все технологическое и холодильное оборудование на пищеблоке находится в рабочем состоянии.

Школа организует горячее питание самостоятельно, имеется единое, утвержденное начальником территориального отдела управления Роспотребнадзора по Сахалинской области в Александровск-Сахалинском, Тымовском и Ногликском  районе, перспективное двенадцатидневное меню.

Заведующая производством школьной столовой – Жданова Анастасия Сергеевна.

Питанием охвачено  98 % всех учащихся школы.  Все обучающиеся начальной школы и ученики 5-11 классов отнесенные к льготной категории учащихся получают горячее питание бесплатно. На каждого ученика начальной школы в месяц выделяется 1865 рублей, основной и средней школы — 2000 рублей, что позволяет работникам столовой сделать меню разнообразным, полезным и вкусным. Остальные дети питаются за средства родителей (законных представителей).

В школе организовано бесплатное двухразовое питание для детей с ограниченными возможностями здоровья из расчета 2675 рублей в месяц для учащихся 1-4-х классов, 3700 рублей — для 5-11-х классов.

Все дети начальной школы, а также учащиеся, стоящие на учете в органе социальной защите и дети с ограниченными возможностями здоровья ежедневно обеспечиваются бесплатным молоком из расчета 200 мл на человека (в индивидуальной упаковке).

Контроль организации питания носит общественный характер, работает бракеражная комиссия, которая ежедневно проверяет качество приготовления пищи. Результаты анкетирования показывают что 76% родителей удовлетворены организацией питания детей в Школе, 87% учащихся так же положительно оценивают работу школьной столовой.

При организации питания обучающихся в школе руководствуются:

  • Постановлением правительства Правительства Сахалинской области от 17 мая 2017 № 214 «Порядок предоставления денежной выплаты на обеспечение двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования на дому».
  • Постановлением правительства Правительства Сахалинской области от 17 мая 2017 № 313 «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (без нахождения на полном государственном обеспечении и проживания в указанных организациях)».
  • Приказом министерства образования Сахалинской области от 23.11.2017 № 3.12-79 «Об утверждении Порядка обеспечения молоком обучающихся в муниципальных образовательных организациях за счет средств областного бюджета Сахалинской области».

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Медицинский кабинет расположен на первом этаже. Оборудование: весы, ростомер, медицинский столик (2), холодильник (2), кушетка (1), таблица для определения остроты зрения, лампа настольная, спирометр, динамометр ручной, тонометр, носилки, шины, ширма, шкафы канцелярские, шкаф для медикаментов, шкаф для уборочного инвентаря, шкаф для одежды, письменный стол (1). Для обеззараживания воздуха имеется бактерицидный облучатель. Установлена мойка для мытья рук с подводкой холодной и горячей воды.

Медицинский работник (фельдшер) является работником   Центральной районной больницы.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности (скачать)

Библиотека

Школьная библиотека располагается на втором этаже. Читальный зал совмещен с абонементом. Имеется книгохранилище для учебного фонда.

Фонд учебной литературы ежегодно пополняется и обновляется в строгом соответствии с Федеральным перечнем учебников. Списание из фондов происходит в соответствии с графиком.

Режим работы библиотеки:

понедельник – пятница: 9.00- 17.00

Ежедневно на выполнение внутренней библиотечной работы:  с 15.00 до 17.00.

суббота, воскресенье — выходной.

Читальный зал рассчитан на 4 посадочных места. В библиотеке 1 компьютер.

Организует работу библиотеки и читального зала:

— библиотекарь Кучина Наталья Владимировна.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Электронные образовательные ресурсы сети Интернет, доступ к которым обеспечивается в ОУ:

Единое окно доступа к образовательным ресурсам: window.edu.ru/window/library

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: school-collection.edu.ru/collection/

Федеральный институт педагогических измерений: www.fipi.ru

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ, БИБЛИОТЕКИ

www.krugosvet.ru Энциклопедия «КРУГОСВЕТ» www.gumfak.ru Электронная библиотека

www.rushistory.stsland.ru Электронные учебники по курсу истории России www.elektronbook.ru Бесплатные электронные учебники www. gumer.info Библиотека Гумер — гуманитарные науки www.reddiplom.org Библиотека On-Line Читальный зал для студентов. www.teoriaver.narod.ru Электронный учебник по математике. www.gnpbu.iip.net Библиотека им.Ушинского

www.vlibrary.ru «Виртуальная библиотека» ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ для средней школы

www.school.edu.ru Российский Общеобразовательный Портал

ege.edu.ru/PortalWeb/index.jsp «ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН»

www.km.ru ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ САЙТЫ компании «КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ»

www.history.ru Сайт «ИСТОРИЯ РОССИИ»

www.learnbiology.narod.ru Биология. Зоология. Молекулярная биология.

www.fizika.ru Сайт для учащихся и преподавателей физики

www.comp-science.narod.ru Математика и информатика для учителя

ИНФОРМАЦИОННЫЕ САЙТЫ образовательных организаций

www.pedsovet.org Всероссийский интернет-педсовет www.ed.gov.ru Сайт Министерства образования РФ

www.edu.ru ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «Российское образование» www.school2100.ru Сайт «ШКОЛА 2100» www.mschools.ru Сайт «Школьная реформа»

www.profile-edu.ru Сайт «Профильное обучение в старшей школе»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ САЙТ Федерации Интернет-образования

www.fio.ru Сайт Федерации Интернет-образования

В библиотеке проводятся массовые мероприятия (обзор литературы, час мужества, час истории, литературный час, час живописи, библиотечные уроки, поэтический час, урок здоровья, игра-викторина), выставочная работа, индивидуальная работа с читателями.

Основные функции библиотеки:

  1. Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
  2. Методическая – библиотека разрабатывает учебные и методические материалы по основам информационной культуры пользователей, алгоритмы и технологии поиска информации.
  3. Учебная – библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей.
  4. Воспитательная – библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.
  5. Социальная – библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Осуществляется постоянно в течение рабочего дня.

Система безопасности:
Для обеспечения безопасности в школе приняты следующие меры:
1.  Круглосуточная охрана школы осуществляется сотрудниками ООО «ЧОО Дивизион».
2.   Заключен договор на охранные услуги и техническое обслуживание средств охраны с   отделом вневедомственной охраны, данная организация осуществляет контроль за каналом передачи тревожного извещения и экстренному выезду наряда полиции по сигналу «Тревога», поступившего из МБОУ СОШ № 1 на пульт централизованного наблюдения, для принятия мер к задержанию лиц, создающих угрозу личной безопасности обучающихся и работников.
3.   Имеется Автоматическая пожарная сигнализация .

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ:

Мультимедийные средства.
Версия официального сайта школы для слабовидящих.

 

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)

Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)

Сборник нормативных правовых актов и справочных документов

Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений

Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры МБОУ СОШ №1

Наличие условий организации обучения и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1